17.01.2017 15:58
Новости.
Просмотров всего: 5144; сегодня: 1.

Аграрная инфраструктура Украины не справляется с экспортом

Аграрная инфраструктура Украины не справляется с экспортом

В 2016 году Украина собрала рекордно большой урожай зерновых. Но стало очевидным, что вырастить его - это далеко не все. Очень многое зависит от условий хранения продукта и цены на его перемещения. Дефицит агрологистических мощностей привел к коллапсу на рынке зерновых в 2016 году: некоторые аграрии не смогли выполнить свои международные контракты, а за транспортные ресурсы приходилось в буквальном смысле воевать. Земледельцы предварительно оценили свои убытки в 2 миллиарда гривен, выразив резкое недовольство работой Укрзализныци.Такая непростая ситуация в агрологистике обусловлена не только несостоятельностью железной дороги к перевозке нужного количества груза. Причины коренятся в далеком прошлом.

Объемы зерновых Украина наращивает, а глобальные проблемы инфраструктуры не решает. И чем больше урожай, тем сильнее обостряется ситуация. Конечно, не хватает зерновых терминалов и элеваторов. Большинство элеваторов - это советское наследие, которое давно не соответствует никаким нормам. Но терминалы строятся и элеваторные мощности из года в год растут. Основная слабость украинской агрологистики - дороги и техническое оснащение перевозок.

На сегодняшний день 60% зерновых в Украине перевозит железная дорога, 35% -автомобильный транспорт и 5% составляют речные перевозки. Если учесть, что агрокарта Украины из-за климата и войны все больше перемещается в западные области, то ситуацию осложняет удаленность портов. Украинская железная дорога катастрофически не обеспечена вагонами для перевозки зерновых. Нужно, как минимум, вдвое увеличить рабочий парк. К тому же, вся статистика о наличии железнодорожных вагонов не соответствует реальной ситуации с подвижным составом. Согласно отчетности вагоны есть, но в реальности эксплуатация этих вагонов невозможна, потому что они составляют тот самый советский фонд, который давно выработал свой ресурс.

Можно привлечь международную «вагонопомощь»: Белоруссия, Казахстан и другие страны с удовольствием передадут Украине свои вагоны для вывоза зерна. Но цена этой услуги составляет более 17 швейцарских франков в сутки, что делает такую практику нерентабельной. Частная «тяговая сила» не предусмотрена законодательством Украины, хотя агрохолдинги, наверное, с удовольствием бы инвестировали в строительство вагонов. Это способствовало бы подъему производства: три украинские вагоностроительные заводы, которые пытаются выживать в очень сложных условиях, не избалованы заказами, и строительство вагонов для агропромышленного комплекса улучшило бы их финансовое положение. Ведь смысл словосочетания «драйвер экономики» заключается именно в том, что одна отрасль дает развитие другим, а не в том, чтобы продать зерно на экспорт, а затем вырученные деньги потратить на импорт.

Итак, многие факторы (недостаточность вагонов для зерновых, а также плановый ремонт путей и перебои с топливом, которые возникли в этом году) делают железнодорожный транспорт слишком неповоротливым и неадаптированным под современный бизнес. Еще одна проблема заключается в том, что в 2016 году были снижены весовые нормы для автотранспорта.

Это сделало автомобильные перевозки менее привлекательными для логистики зерновых. Конечно, весовые ограничения нужны, поскольку дороги, особенно в припортовых областях, в ужасном состоянии. Но, ограничивая весовые нормы, нужно предоставлять альтернативу, которая, к сожалению, пока отсутствует.

Удачным выходом для агрологистики является речной транспорт, но это пока перспективы. Хотя сам факт, что эта тема обсуждается, дает определенную надежду. Еще пять лет назад подобная тема на логистических конференциях звучала исключительно в футуристическом контексте. Сегодня это разговор предметный, хотя и тяжелый, потому что вокруг темы речных перевозок идет множество споров относительно искусственных препятствий, несовершенного законодательства и др. Не последнее место в этих разговорах занимает и тема, собственно, транспортных средств. В Украине есть предприятия, которые очень ждут, что реки наконец «откроются» и к ним придут новые заказы. Сложности с логистической инфраструктурой сказываются на себестоимости украинских зерновых и его конкурентоспособности на мировых рынках. В 2016 году, хороший урожай зерновых собрала не только Украина, но и Россия. При этом себестоимость российского зерна ниже, прежде всего, за счет меньшей цены на горюче-смазочные материалы. Вторая причина - Россия не потеряла рынок самоходной техники и имеет большой внутренний рынок средств защиты растений и удобрений. К тому же, в России намного лучше логистическая инфраструктура, позволяющая демпинговать на мировых рынках не только по политическим мотивам, но и в силу объективных экономических причин.

В себестоимости зерновых логистические затраты достаточно весомые. И сам урожай находится под угрозой, если в стране нет инфраструктуры, способной его сохранить и своевременно выполнить законтрактованные обязательства.

В этом году Украина собрала свои рекордные 40000000 тонн зерновых. В планах 60000000,а потом и 100. Но без решения логистических вопросов перспективы этих урожаев туманны.


Аграрная инфраструктура Украины не справляется с экспортом


Ньюсмейкер: Smart Queen — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...