17.01.2017 15:58
Новости.
Просмотров всего: 5563; сегодня: 5.

Аграрная инфраструктура Украины не справляется с экспортом

В 2016 году Украина собрала рекордно большой урожай зерновых. Но стало очевидным, что вырастить его - это далеко не все. Очень многое зависит от условий хранения продукта и цены на его перемещения. Дефицит агрологистических мощностей привел к коллапсу на рынке зерновых в 2016 году: некоторые аграрии не смогли выполнить свои международные контракты, а за транспортные ресурсы приходилось в буквальном смысле воевать. Земледельцы предварительно оценили свои убытки в 2 миллиарда гривен, выразив резкое недовольство работой Укрзализныци.Такая непростая ситуация в агрологистике обусловлена не только несостоятельностью железной дороги к перевозке нужного количества груза. Причины коренятся в далеком прошлом.

Объемы зерновых Украина наращивает, а глобальные проблемы инфраструктуры не решает. И чем больше урожай, тем сильнее обостряется ситуация. Конечно, не хватает зерновых терминалов и элеваторов. Большинство элеваторов - это советское наследие, которое давно не соответствует никаким нормам. Но терминалы строятся и элеваторные мощности из года в год растут. Основная слабость украинской агрологистики - дороги и техническое оснащение перевозок.

На сегодняшний день 60% зерновых в Украине перевозит железная дорога, 35% -автомобильный транспорт и 5% составляют речные перевозки. Если учесть, что агрокарта Украины из-за климата и войны все больше перемещается в западные области, то ситуацию осложняет удаленность портов. Украинская железная дорога катастрофически не обеспечена вагонами для перевозки зерновых. Нужно, как минимум, вдвое увеличить рабочий парк. К тому же, вся статистика о наличии железнодорожных вагонов не соответствует реальной ситуации с подвижным составом. Согласно отчетности вагоны есть, но в реальности эксплуатация этих вагонов невозможна, потому что они составляют тот самый советский фонд, который давно выработал свой ресурс.

Можно привлечь международную «вагонопомощь»: Белоруссия, Казахстан и другие страны с удовольствием передадут Украине свои вагоны для вывоза зерна. Но цена этой услуги составляет более 17 швейцарских франков в сутки, что делает такую практику нерентабельной. Частная «тяговая сила» не предусмотрена законодательством Украины, хотя агрохолдинги, наверное, с удовольствием бы инвестировали в строительство вагонов. Это способствовало бы подъему производства: три украинские вагоностроительные заводы, которые пытаются выживать в очень сложных условиях, не избалованы заказами, и строительство вагонов для агропромышленного комплекса улучшило бы их финансовое положение. Ведь смысл словосочетания «драйвер экономики» заключается именно в том, что одна отрасль дает развитие другим, а не в том, чтобы продать зерно на экспорт, а затем вырученные деньги потратить на импорт.

Итак, многие факторы (недостаточность вагонов для зерновых, а также плановый ремонт путей и перебои с топливом, которые возникли в этом году) делают железнодорожный транспорт слишком неповоротливым и неадаптированным под современный бизнес. Еще одна проблема заключается в том, что в 2016 году были снижены весовые нормы для автотранспорта.

Это сделало автомобильные перевозки менее привлекательными для логистики зерновых. Конечно, весовые ограничения нужны, поскольку дороги, особенно в припортовых областях, в ужасном состоянии. Но, ограничивая весовые нормы, нужно предоставлять альтернативу, которая, к сожалению, пока отсутствует.

Удачным выходом для агрологистики является речной транспорт, но это пока перспективы. Хотя сам факт, что эта тема обсуждается, дает определенную надежду. Еще пять лет назад подобная тема на логистических конференциях звучала исключительно в футуристическом контексте. Сегодня это разговор предметный, хотя и тяжелый, потому что вокруг темы речных перевозок идет множество споров относительно искусственных препятствий, несовершенного законодательства и др. Не последнее место в этих разговорах занимает и тема, собственно, транспортных средств. В Украине есть предприятия, которые очень ждут, что реки наконец «откроются» и к ним придут новые заказы. Сложности с логистической инфраструктурой сказываются на себестоимости украинских зерновых и его конкурентоспособности на мировых рынках. В 2016 году, хороший урожай зерновых собрала не только Украина, но и Россия. При этом себестоимость российского зерна ниже, прежде всего, за счет меньшей цены на горюче-смазочные материалы. Вторая причина - Россия не потеряла рынок самоходной техники и имеет большой внутренний рынок средств защиты растений и удобрений. К тому же, в России намного лучше логистическая инфраструктура, позволяющая демпинговать на мировых рынках не только по политическим мотивам, но и в силу объективных экономических причин.

В себестоимости зерновых логистические затраты достаточно весомые. И сам урожай находится под угрозой, если в стране нет инфраструктуры, способной его сохранить и своевременно выполнить законтрактованные обязательства.

В этом году Украина собрала свои рекордные 40000000 тонн зерновых. В планах 60000000,а потом и 100. Но без решения логистических вопросов перспективы этих урожаев туманны.


Ньюсмейкер: Smart Queen — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...