Как уже отмечалось, мы поставили перед собой цель сделать 100 шагов вперед в рейтинге Всемирного Банка.
В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 10 дорожных карт, включающих 677 мероприятий: в сфере строительства, таможенного администрирования, расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, регистрации имущества и предприятий, доступа к энергосетям и других сферах.
На площадке Агентства стратегических инициатив подготовлены еще 3 дорожные карты: по налоговому администрированию, национальной системе компетенций и квалификаций, поддержке доступа негосударственных организаций в социальную сферу.
Конечно принятие карт, это лишь полдела, важно обеспечить их реализацию.
А для этого в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации Агентством совместно с Клубом лидеров и другими деловыми объединениями осуществляется мониторинг со стороны предпринимательского сообщества за ходом их реализации.
Сегодня предпринимателями рассмотрен ход реализации 233 пунктов и, по мнению бизнеса, реализовано лишь 110, а это где-то 46 %.
Конечно, статистика исполнения реализации дорожных карт могла бы быть существенно лучше. Однако, предпринимательское сообщество, в том числе объединенное в рамках Клуба лидеров, здесь выступает в роли своеобразной «занозы», требуя исполнения заложенных в карте задач не формально, а по сути, до этого момента не оценивая мероприятие как выполненное.
Более того, с ноября этого года ни один федеральный закон, разработанный в рамках реализации дорожных карт, не может быть внесен в Правительство без заключения соответствующей рабочей группы АСИ.
Вместе с тем, несмотря на невысокие темпы реализации дорожных карт, уже сегодня можно говорить о первых результатах.
Так, например, таможня теперь не требует представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме, заработала система предварительного информирования.
В энергетике, для потребителей до 150 киловатт, появилась возможность оплачивать 95 процентов платы за технологическое присоединение в рассрочку на протяжении трёх лет.
С 30 до 15 дней для заявителей до 670 килловат сокращены сроки получения договора на осуществление технологического присоединения.
Для присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 10 киловольт не требуется разрешение Ростехнадзора.
В сфере поддержки экспорта заработало 42 региональных центра, оказывавших комплекс услуг для малых и средних предприятий России, заинтересованных в выходе на межрегиональные и международные рынки.
Сокращены сроки и этапы государственной регистрации прав собственности. Теперь это 18 дней и всего 1 этап.
В данной работе мы считаем важным повышать информированность предпринимателей о тех изменениях, которые происходят в рамках реализации дорожных карт.
Так, например, как показали опросы, проведенные Клубом лидеров, 54% респондентов в субъектах Российской Федерации не знают о возможности представления трехлетней рассрочки платежа по договорам технологического присоединения и поэтому данной возможностью не пользуются.
Что касается повышения информированности бизнеса, то Агентство в течение 2013 года организовало и провело во всех федеральных округах региональные мероприятия, где в общем итоге, приняли участие около 1500 предпринимателей из 60 субъектов.
Для предпринимателей, которые не могут лично участвовать в мероприятиях, проводимых Агентством, в этом году запущен специальный портал в сети «Интернет» - Инвестклимат.рф. В настоящее время в режиме онлайн там работают более 2,5 тысяч человек.
В следующем году работа по НПИ входит в активную стадию.
Нам еще предстоит решить вопросы, связанные со сроками выделения земель под строительство объектов энергетической инфраструктуры, и упрощением получения строительно-разрешительной документации.
По прогнозам экспертов, это позволит сократить процедуру технологического присоединения до 100 дней.
По стройке необходимо все-таки завершить разработку единого перечня административных процедур в сфере жилищного строительства, тем более, что Президент уже несколько раз обращал на это внимание.
Мы рассчитываем, что наконец-то будет утвержден план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, в рамках которого заработает механизм «одного окна» и единая электронная система обмена данными между контролирующими органами и хозяйствующими субъектами в морском порту.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что не менее масштабные задачи в этой области ставят другие страны, в том числе образовавшие с Россией Единое экономическое пространство.
Так, Казахстан и Белоруссия сегодня в рейтинге Всемирного банка занимают 49 и 58 место соответственно.
Поэтому России для решения поставленных задач нужно не только догнать другие государства, но и идти к этой цели быстрее, чем они.
Кроме того, нам нужно иметь объективную картину по каждому региону того, как идёт работа по всем направлениям национальной предпринимательской инициативы, о чем также говорил Президент.
Для этого будет разработан Национальный рейтинг по оценке инвестиционного климата в регионах. Соответствующая работа с участием 5 деловых объединений уже ведется Агентством.
Конечно, будет продолжена работа Клуба лидеров по оценке на собственном опыте процедур ведения бизнеса, так называемая «контрольная закупка».
Недавно на Экономическом совете я озвучивал сложности при подаче документов на регистрацию юридического лица в электронном виде, в том числе связанные с установкой дополнительного программного обеспечения, необходимостью сканирования документов.
Однако, с совершенно противоположной ситуацией мы столкнулись при подаче документов в регистрирующий орган лично и, здесь я бы хотел отметить хорошую организацию работы со стороны ФНС России. Подача документов занимает 10 – 15 минут.
Такие «закупки» мы планируем провести и по другим дорожным картам.
В этой связи мы для себя видим следующие основные задачи на будущее, которые, в том числе были поставлены Президентом Российской Федерации:
1. Необходимо обеспечить реализацию всех утвержденных дорожных карт до 1 декабря 2015 года.
2. Запустить рейтинг инвестиционной привлекательности регионов.
3. Мы будем продолжать работу по повышению информированности предпринимателей о реформах, принимаемых в рамках реализации дорожных карт.
4. На регулярной основе будет продолжена работа Клуба лидеров во взаимодействии с Агентством по проведению неформального мониторинга оценки реальных эффектов от реализации дорожных карт.
На Экономическом совете 4 декабря я уже приглашал деловые объединения подключаться к работе Клуба и делаю это еще раз.
Таким образом, общественный мониторинг хода реализации дорожных карт, налаженная эффективная коммуникация власти и бизнеса будет являться одним из ключевых факторов успеха в деле улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.
Артем Аветисян, председатель всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров»